Статьи последних лет
Т.А.Воронина. Русский православный пост
Т.А.Воронина. Русский
православный пост:
От первых установлений - к современной практике.
М., «Современные тетради»,2011. 336 стр.
На Страшный
суд идти и вам. Чужой не презирайте
храм,
Где Будде
курят фимиам язычники в Камакуре.
Р.Киплинг,
«Камакура».
Книга Т.А. Ворониной представляет
собой несколько необычное явление в нашей этнографической литературе.
Это целостный текст, который, однако, явственно расслаивается при чтении
на две мало связанные между
собой и посвященные разным темам
части. Одна из них, которую
можно считать основной, это очень обстоятельное и детальное описание истории и современного
состояния православного поста как
определенной части или аспекта
пищевой культуры русского народа
и его отдельных социальных страт. Эта
часть работы выполнена на
высоком научном уровне и может быть причислена к числу безусловно лучших
работ по этнографии русского
народа.
Другая часть, которая, на мой взгляд, вообще не является научным исследованием, а скорее должна
рассматриваться как апологетическая церковная
публицистика, посвящена главным образом
описаниям примеров ревностного
соблюдения постов,
рассматриваемого однозначно как
нравственный подвиг и образец
похвального благочестия.
Сначала скажем
несколько слов о первой составляющей. Она не
отделена от второй формально. Оба аспекта книги выступают в известной мере в переплетенном виде, и это делает разбор повествования довольно трудной задачей.
Круг использованных источников
очень широк, и включает
наипаче всего богатейшие архивные
материалы, состоящие в основном из массовых анкет по опросным программам
различных этнографических бюро и обществ, а также
мемуарные материалы, эпистолярное
наследие ряда выдающихся духовных
лиц, материалы периодической
печати, как церковного, так и
атеистического направления, и наконец, собственные полевые материалы
автора.
Структура книги
довольно сложна и несколько необычна. Книга состоит из четырех частей,
по две
главы в каждой части, так и названные - первая
и вторая. Во избежание путаницы
придется их именовать по порядку,
с первой по восьмую.
Первая глава, то есть первая глава первой
части книги рассматривает становление практики поста на православном
Востоке, т.е. в восточной части Римской
империи в 1- Х
вв., в период, предшествовавший
крещению Руси. Это,
следовательно, не история, а предыстория
предмета, так как в этот период
не только русского православия, но и православия как явления, противопоставляемого западному
христианству, да и собственно русского народа еще не существовало.
Вторая же
глава рассматривает собственно
русскую практику поста
в Х- ХУШ вв. Следует отметить как
определенный недостаток книги
практически полное
отсутствие в ней сравнительно-сопоставительного или кросс-культурного аспекта. Если
отсутствие упоминания об
иноверческих практиках постов
еще можно как-то оправдать тем , что непосредственного
отношения к теме книги
они не имеют, то инославные
практики постов в христианстве в какой
то мере необходимо должны были бы
быть затронуты, как в аспекте
постепенного нарастания различий между
западным и восточным ареалами
христианства в Европе, вплоть до
окончательного их разрыва в 1054 году, через более чем полвека после
крещения Руси, так и в
аспекте последующих оформлений
различий постных практик
между римско-католическим и
протестантским христианством, с одной стороны,
и православным христианством - с
другой. Нескольких строчек, посвященных этой
теме в самом конце
первой главы (с.48), конечно,
недостаточно.
Кроме того, создается впечатление, что автор пишет исключительно для воцерковленной или по крайней мере
хорошо знакомой с деталями
православного культа аудитории.
Чтобы читатель яснее
представлял себе предмет, о котором идет речь, следовало
бы снабдить книгу некоторой
схемой православного календаря, с
указанием дат основных праздников, как фиксированных, наподобие Рождества, так
и скользящих, типа Пасхи, а также
соотношения с ними дат начала
и окончания тех или иных постов. Ведь
даже проблема возникновения и сущности расхождений между
юлианским и грегорианским
календарями значительной части
нашей читающей аудитории совершенно неизвестна.
Вторая глава это «Русская
практика поста в Х-ХУШ вв». В
ней содержатся некоторые важные
сведения о происхождении связанной с постами лексики, отношения к посту и связанным ним
установлениям правящих кругов и их отдельных представителей, о «нарочитых»
постах, предпринимавшихся в знак покаяния в годины лихолетья, о
восприятии русских обычаев
иностранцами, и об общей строгости, с которой, судя по многим источникам, соблюдались посты. Впрочем, упоминается
и ослабление этой строгости в
петровское время, что вполне естественно,
и случаи, когда
«опытный монах осуждал
неразумные подвиги
постничества без советов
знающих старцев»(стр.85).